Приключение у нуля Кронштадтского футштока

Это история студенческого путешествия в Питер и Кронштадт. Через 12 лет после него мы совершили поездку в Санкт-Петербург вместе с детьми.

Кронштадт (Ленинградская область) — город с историей. На первом курсе географического факультета МГУ существовало три слова, вызывавших благоговейный трепет у каждого студента: Сатино, Теодолит и Кронштадский футшток. И если первые два материализовались у первокурсников во время двухмесячной летней практики, то этот самый футшток еще долго маячил чем-то недостижимым, а потому — прекрасным.

Со слов небезызвестного картографа Кусова, который, кстати, и привил нам столь глубокое почитание упомянутых предметов, кронштадский футшток являлся главной точкой отсчета всех высот мира — морей, гор, небоскребов и даже спутниковых орбит. Кусов рассказывал нам, как еще в 1707 году Петр организовал футшточную службу — замеры уровня моря были необходимы для молодого российского флота, — от этого зависело плавание по мелководью Финского залива и устью Невы, а также строительство оборонительных сооружений на острове. В 1840 году, на каменном устое Синего моста, нанесли черту, соответствующую среднему уровню Балтийского моря. С тех пор эта маленькая черточка на медной табличке стала исходным пунктом нивелирной сети России.

И уж конечно, когда мы попали в Питер, то первая наша вылазка за город была не к фонтанам Петергофа, не в парки Пушкино, а в Кронштадт к футштоку. В те годы мы путешествовали большой толпой и радостно величали себя «дети-дебилы». Солнечным майским утром город с изумлением взирал, как, запевая пионерские песни, по улицам промаршировала колона студентов. Возле футштока колона распалась — все ринулись вниз смотреть, наконец, что же это за диковина такая? Вид таблички, честно говоря, не впечатлил — обычная черная железяка с черточками, прибитая к стойке моста. Так бы и ушли разочарованные. Но кто-то вспомнил Сатино, где качались по утрам, пытаясь удержать вертикально нивелирные рейки. И там отметки высот под геодезическими вышками были единственным постоянным, незыблемым. Кто-то вспомнил, как тянули эту нивелирную сеть через всю страну, укрепляя триангуляционные пункты на горных кручах. Как, покорив, недостижимую, казалось бы, вершину, находили там двухметровую металлическую треногу, что значило, что здесь уже прошли люди с теодолитами, нивелирами. А шли они отсюда. Из Кронштадта. По велению Петра.

Вот тогда-то мы и поняли, что не зря сюда доехали. Купили в местном магазине кефир в стеклянных бутылках. Помните такие? В них крышку из фольги надо было открывать, протыкая пальцем. Купили бубликов. И лопали эту «историю», греясь на солнышке острова Колтин.

Кто построил первый в мире ледокол?
— Бритнев Михаил Осипович в Кронштадте

Все знают, что Россия первая покорила космос, но это не единственная из впервые покоренных нами стихий. Почти за 100 лет до этого, в 1864 году, русский купец Михаил Осипович Бритнев построил первый в мире ледокол.

Жизнь в Кронштадте и необходимость вести торговлю на острове, который четыре месяца в году был отрезан от материка, побудила судостроителя попробовать продлить навигацию. Он решил переделать свой пароход «Пайлот» в ледокольное судно и срезал его носовую часть под углом 20 градусов по образцу поморских торосных лодок, так, чтобы оно набегало на лед и ломало его своей тяжестью. Из-за этого судно выглядело неуклюжим, однако сравнительно легко крошило кромку замерзшей глади Финского залива. Это был единственный пароход, продолжавший навигацию в такое холодное время года и связывавший остров с Большой землей. Он курсировал между Ораниенбаумом и Кронштадтом. После «Пайлота» по тому же принципу был построен более мощный ледокол «Бой». И до сих пор на всех ледоколах мира, включая атомные, используется этот способ борьбы со льдом.

Михаил Осипович еще не раз участвовал в развитии Кронштадта. В 1968 году его избирали городским Головой. В это же время он основал свой судостроительный литейный и механический завод, корабли с которого курсировали по Енисею, Лене и Байкалу. В 1869 году он открыл первую в России водолазную школу.

В 1871 году в Европе стояла настолько суровая зима, что замерз вход в Гамбург. Приехавшие оттуда иностранные инженеры купили чертежи «Пайлота» за 300 рублей. И лишь после этого строительство ледоколов стало развиваться в Германии, Дании, Швеции, США и Канаде.

Александр Степанович Попов — изобретатель радио

Мировое научное сообщество уверено, что радио изобрел в 1986 году итальянец Маркони, российские же физики уверяют, что за год до этого, радио было продемонстрировано нашему научному сообществу Александром Поповым. Кто же прав? Кем и где было изобретено радио и почему споры на эту тему до сих пор не утихают?

Попов родился в 1859 году в семье священника в Сибири. После обучения в духовной семинарии перевелся на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Закончив ВУЗ, увлеченный экспериментами и вынужденный, кроме того, финансово поддерживать свою семью, Попов не остался в Санкт-Петербурге готовиться к профессорству, а перевелся работать в Минную школу в Кронштадте, где была лучшая в стране электротехническая лаборатория.

Именно здесь, в Кронштадте, Попов и изобрел радио. 7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Этот день вошел в историю мировой науки и техники как день рождения радио. Через 10 месяцев 24 марта 1896 г. А. С. Попов на заседании того же русского физико-химического общества передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 м. В ней было два слова: Генрих Герц.

В июне 1896 итальянец Г. Маркони запатентовал в Англии свое изобретение. Попов констатировал, что всё, что было им описано, содержится и в приборе Маркони. Однако Маркони сумел привлечь капитал к новому делу, провести широкий и многосторонний эксперимент. Но главное, он сразу запатентовал прибор. Попов не взял патента, но по российскому закону может считаться изобретателем, так как раскрыл сущность своего устройства для широкого круга лиц с достаточной для воспроизведения подробностью.

Уже в 1900 году Попов добился дальности связи в 45 км, спасая броненосец «Генерал-адмирал Апраскин», севший на камни у южного берега Гогланда. В это же время радиограмма, переданная на ледокол «Ермак», позволила спасти 27 рыбаков, унесенных в море на льдине. Радиосвязь внедрялась на боевые суда. Тем временем Попов в Кронштадте создал мастерские по изготовлению приборов для телеграфирования без проводов, позднее превратившиеся в широко известное НПО им. Коминтерна (ныне АО МАРТ, СПб). Так было положено начало радиопромышленности.

Первый музей Кронштадта был создан учениками Попова 24 апреля 1906 года. В мемориальном музее-кабинете А. С. Попова экспонируются модели первого в мире радиоприемника и грозоотметчика, а также десятки образцов и моделей других радиоприборов.

И вот еще, что говорил Попов: «Я русский человек и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей родине. Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Старт первой русской кругосветки 7 августа 1803 года

Россия не была первой страной мореплавателей. Мы отстали от пионеров кругосветок почти на три столетия. Ко времени организации первой русской кругосветки четыре европейские страны совершили уже 15 подобных плаваний, начиная с Ф. Магеллана (1519−1522 гг.) и кончая третьим плаванием Дж. Кука. Россия стала пятой страной в этом списке. Первая русская кругосветка стартовала из Кронштадта 7 августа (по новому стилю) 1803 года на двух шлюпах: «Надежда» и «Нева», возглавляемых Крузенштерном и Лисянским. После этого в 19 веке русские парусные корабли совершили более 30 полных кругосветных плаваний и около 15 полукругосветных, когда прибывшие с Балтики на Тихий океан корабли оставались нести службу на Дальнем Востоке и в Русской Америке. По количеству кругосветок Россия превзошла все европейские страны вместе взятые.

Россия долго готовилась к этому походу. Еще Петр I намеревался организовать экспедицию на Мадагаскар и в Индию. В 1740-х годах планировалось отрядить морскую экспедицию для поддержки Беринга. Однако войны с Турцией, со Швецией и т. д. десятилетиями отодвигали старт русской кругосветки.

Задачи экспедиции Крузенштерна, проходившей в 1803—1806 годах состояли в доставке в Японию первого русского посольства во главе с Резановым, завоз провианта и снаряжения в Петропавловск и Ново-Архангельск; проведение географических изысканий по пути следования; описание Сахалина, лимана и устья Амура.

Корабли должны были обогнуть Южную Америку и дойти до Гавайских островов. Дальше их пути на время расходились. В задачу «Надежды» под командованием Крузенштерна входили доставка грузов в Петропавловскую гавань и затем отправка миссии Н. П. Резанова в Японию, а также исследование Сахалина. «Нева» под руководством Ю. Ф. Лисянского должна была идти с грузом в Русскую Америку. Прибытие сюда военного корабля должно было продемонстрировать решимость русского правительства защищать приобретения многих поколений своих мореходов, купцов и промышленников. Затем оба корабля должны были загрузиться пушниной и отправиться в Кантон, откуда они, пройдя Индийский океан и обогнув Африку, должны были вернуться в Кронштадт и на том завершить кругосветное плавание. Этот план был полностью выполнен.

Кроме торговых и политических, это плавание принесло множество научных результатов. На обоих кораблях велись непрерывные метеорологические и океанологические наблюдения. Крузенштерн описал: южные берега островов Нукагива и Кюсю, Вандименов пролив, острова Цусима, Гото и ряд других, прилегающих к Японии, северо-западные берега островов Хонсю и Хоккайдо, а также вход в Сангарский пролив. На карту был положен Сахалин почти на всем его протяжении. Но Крузенштерну не удалось завершить исследования в лимане Амура, и он сделал неверный вывод о полуостровном положении Сахалина. Крузенштерн оставил прекрасное описание своего плавания, первая часть которого вышла в свет в 1809, а вторая — в 1810 гг. Вскоре оно было переиздано в Англии, Франции, Италии, Голландии, Дании, Швеции и Германии. К описанию путешествия прилагался атлас карт и рисунков, среди которых имелись «Карта северо-западной части Великого океана» и «Карта островов Курильских».

Но самое главное, этой экспедицией Россия заявила себя полноправной морской державой.

Опубликовано:
7 мая 2015

Другие заметки в Блоге.Места
Путешествие с ребёнком по Риге «Один день — это немало!»

В Риге мы были проездом, но даже за один день можно очень многое успеть увидеть!

Мышкин — мой любимый город и идеальное место для семейного лагеря выходного дня

Неисповедимы пути Господни или история одного путешествия, 2006 год.

Путешествия с детьми по Халкидикам — ни года без открытий

У нас есть такая традиция — каждый год мы с друзьями летом едем в Грецию.

Отдых с ребёнком в Сочи: новая жизнь курорта после Игр

У нас было всего пара дней, которые мы потратили на то, чтобы разведать: что нового появилось после Игр на курорте.